н75682 27 м02859 RU к02189 гтмл
Как рудимент древних магических ритуалов, колядки и щедривки призывали богов (языческое "Ой Даждьбоже!", трансформированное в "Ой дай Боже!") дать хозяину (или хозяйке, парню, девушке) доброе здоровье и хозяйственные достатки (в древние времена было аверсом и реверсом одной медали), связанных с хорошим урожаем, благоприятными условиями возделывания земли, доходов в доме (особенно скота). Средством художественных сравнений, эпитетов, метафор превозносится, восхваляется хозяин, члены его семьи, которым желают доброй судьбы, здоровья, любви, добрых браков и т.д.
С самого начала эти группы были чисто мужские, учитывая, что этот ритуал предполагает контакт со смертью. Соответственно, женщины не участвовали в этом. Это уже сейчас мы видим как и детки колядующие, так и женщины. На самом деле это могли делать только мужчины. Но, учитывая, что этот праздник связан и с солнцем, группы не могли ходить по селу хаотично. Они ходили именно за солнцем, а если это была горная местность, например Карпаты, то они шли снизу по кругу, поднимаясь и обходя каждый дом. Если колядники не заходили в какой-нибудь дом, то это значит туда могла стать нога мертвеца, а это было глупым знаком и на них очень обижались.
Впоследствии с введением на Руси христианской религии как государственной (так называемое "крещение Руси") обряд колядования был приспособлен к празднованию Рождества Христова. Священники и монахи создали новые религиозные колядки с библейскими образами, которые также приобрели большую популярность в народе. За обработку и восстановление колядок брались выдающиеся композиторы: Николай Лысенко, Станислав Людкевич и т.д. В колядках, по традиции, чествовали всех членов семьи: хозяина, хозяйку, парня, девушку. Колядование сочеталось с соответствующим театрализованным представлением, танцами, музыкой. Колядовали группами, предварительно распределив обязанности: атаман "береза", "звездочет", "михоноша" и "ряженые".